Гений и/или злодей? – Композитор Игорь Стравинский
Творческая жизнь композитора Игоря Стравинского – это история музыки XX века. Он заслужил репутацию амбициозного ниспровергателя традиций. В его произведениях собрана множественность стилей, которые настолько пересекаются, что иногда не поддаются классификации. За это великий композитор и заслужил прозвище «человек с множеством лиц».
Он подобен фокуснику, который легко смешивает жанры и стили в своем творчестве, подчиняя их правилам только своей игры. Считая, что «музыка выражает только себя», Стравинский стремился жить в ногу со временем. В своих «Диалогах» он описывает уличные шумы в Петербурге, масленичные гулянья на Марсовом поле, которые помогли ему разглядеть своего Петрушку. О «Симфонии в трех движениях» мастер говорил как о произведении, которое связано с впечатлениями о войне.
Универсализм Стравинского проявляется в многообразии его творческих исканий и их исполнительской интенсивности – деятельности, продолжавшейся около 40 лет. Огромны масштабы и его контактов с такими выдающимися людьми как Н. Римский-Корсаков, В. Стасов, А. Лядов, С. Дягилев, А. Матисс, Р. Роллан, П. Пикассо, Ч. Чаплин, К. Дебюсси, П. Хиндемит, Э. Сати и многие другие.
Завершая творческий путь, композитор возвращался к произведениям, которые олицетворяли русское прошлое. Тоска по России всегда присутствовала в глубине сердца Стравинского, выливаясь в высказываниях. После посещения России в 1962 году он произнес слова: «У человека может быть только одно место рождения и одна родина – это является основным фактором его жизни».
За свою жизнь композитору удалось использовать большую часть достижений современной авангардной музыки. Проверить, есть ли авангард в музыке сегодня, можно заказав музыкантов для профессионального исполнения произведений любимых композиторов.