Вернуться к разделу
Дирижёр оркестра. Кто он?
Каждый из нас дирижёр собственной души, просто мы этого не замечаем.
Вот представьте только, сколько струн звучит в нашей душе в разные мгновения жизни: вот сладко и нежно запела скрипка любви, вот грозно басит контрабас гнева. Вот звонко прозвучал ксилофон! Нет, нет, это наша интуиция. Но часто этого всего не слышим. А представьте, как трудно собрать воедино все звуки, которые издают десятки инструментов. Если они звучат вразброс, нет единства, а значит, нет гармонии. Но вот стремительно взлетела в воздух Она. Это царица оркестра – дирижёрская палочка…
А вот то, что будет происходить дальше, во многом зависит от дирижёра.
Дирижёр (от франц. diriger — управлять, направлять, руководить) — руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой,оперной,хоровой) музыки.
Дирижирование является одним из наиболее сложных видов музыкального исполнительства. Композитор создаёт произведение, но именно дирижёру принадлежит
художественная трактовка произведения, он же призван обеспечить как ансамблевую
стройность, так и техническое совершенство исполнения, можно даже сказать, что именно от мастерства дирижёра и его оркестра зависит успех любой музыкальной премьеры.
Формы управления группами музыкантов существовали ещё в глубокой древности: на древнейших египетских барельефах есть изображения людей, управляющих группами музыкантов. В Древней Греции, в Средневековье, а потом в 17-18 веках в Европе складывались различные формы дирижирования. В самостоятельную профессию, требующую специальных навыков и специальной одарённости, дирижирование превратилось лишь во второй половине XIX века, и было оно, как правило, неотъемлемой частью композиторства.
Престиж профессии дирижёра особенно вырос в начале XX века, когда широко
распространилось преклонение перед человеком, стоящим за дирижёрским пультом, и это не случайно. Так, исполнение музыки симфонической требует от современного дирижёра, помимо музыкальной одарённости, специально тренированного слуха; для дирижёра оперы важнее абсолютного слуха восприимчивость к оттенкам динамики, к звуковым пропорциям между отдельными голосами и чувства формы, основательной музыкально-теоретической подготовки и широких знаний в области музыкальной литературы. А ещё для дирижёра необходимы ещё и драматургическое чутьё, и хорошая осведомлённость в области вокальной технологии.
Дирижёр как художественный руководитель музыкального коллектива должен быть психологом, педагогом, обладать организаторскими способностями и лидерскими качествами.