Искусство должно потрясать – иначе это не искусство
Евгений Александрович Мравинский – один из величайших дирижеров XX века. Ни один из российских дирижеров не получил такого же безоговорочного признания. Великое искусство Мравинского и его исключительный авторитет послужили апогеем в развитии русской школы дирижеров, которая прошла краткий, но динамичный путь становления.
Личность маэстро для многих была и остается загадкой. Он жил во времена, когда многое нельзя было произносить вслух, а тем более – публиковать или заказать музыкантов. Музыка оставалась идеальным средством, посредством которого говорили открыто.
Музыка для Мравинского была всем. В своих Дневниках он писал: «Как прожить без музыки? Лишиться ее, значит утратить счастье». Великий музыкант был разносторонней личностью, обладавшей необъятным кругозором. Знал некоторые европейские языки, интересовался натурфилософией, обладал безупречной литературной памятью и писал проникновенные стихи.
Первый успех к маэстро пришел рано. Премьера балета «Спящая красавица» состоялась, когда ему исполнилось 29 лет. С тех пор в Ленинградский театр оперы и балета приходили не только смотреть Сергееву и Уланова, но и слушать Мравинского. Затем были созданы «Корсар», «Жизель», «Щелкунчик», «Лебединое озеро».
Гениальному дирижеру были близки работы Чайковского, Бетховена, Брамса, Стравинского и Вагнера. Особенно неподражаемо звучали его масштабные партитуры. Творческие поиски часто приводили Мравинского к мудрому и тонкому совершенствованию уже неоднократно игранного. Слушая новые прочтения великих партитур, слушатели становились свидетелями поразительного процесса постижения великой музыки. Все, что составляло высшую ценность, раскрывалось мастером в потоке звуков и становилось достоянием внимающих ему.